ОБ УЧАСТИИ В VIII ШКОЛЕ МУЗЕЙНОГО РАЗВИТИЯ В Г.ТОТЬМА
С 24 по 30 сентября в г.Тотьма проходила VIII школа музейного развития «За границами столиц». Участие в образовательной программе повышения квалификации приняла Теребова Александра Владимировна, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея.
Всех участников Школы ждали 5 насыщенных учебных дней, 56 академических часов, практикоориентированные занятия по пяти основным направлениям работы.
Первое направление – «В фокусе внимания музейный сотрудник». В рамках этого направления был проведен специальный интенсив «Будь со стрессом на ты». Трехуровневую практику погружения и исследования стресса провела О.В. Дивненко, экстремальный психолог, кандидат педагогических наук, Член Всероссийской общественной академии голоса, Профессиональной психотерапевтической Лиги. Благодаря практикоориентированным занятиям удалось провести самоанализ отношений со стрессом, самоаудит индивидуальных стрессовых ситуаций. Все это позволило пополнить свой «чемоданчик скорой помощи» новыми инструментами саморегулиции и завершения стресс-реакций.
Второе направление обучения – это «Научно-фондовая работа». Обучение в рамках данного направления началось с посещения Открытого хранения фондов Тотемского музейного объединения, размещенного в Спасо-Суморином монастыре. Меня поразила своим количеством и разнообразием коллекция прялок (более 500 штук). Далее нас ждали лекции и практические занятия по особенностям изучения и хранения коллекций художественного и бытового стекла, по нахождению и обезвреживанию насекомых в музее, по основам атрибуции и хранения фотодокументов.
Третье направление – «Роль и место художественных коллекций в краеведческом музее». Много говорили о современном искусстве и музее, о современных приемах и инструментах интерпретации художественных коллекций. Куратор детских выставок и программ К.В. Зубакина поделилась опытом Пермской государственной художественной галереи в оформлении художественных выставок для детской аудитории. Очень интересный опыт. Многое взяла себе на заметку.
Четвертое направление образовательной деятельности – «Музей: готов ли он слушать?». Интересная дискуссионная тема. Посмотрели на музеи глазами туроператоров, определили с позиции туриндустрии плюсы и минусы, характерные для музеев федерального, регионального и муниципального уровней. А также в рамках этого направления определили точки соприкосновения музея и подростковой аудитории, обсудили возможности плодотворного взаимодействия с этой возрастной категорией.
Ну и пятое направление – «Музейный менеджмент». Обсуждали тему корпоративной культуры, профессиональной этики. Учились выстраивать коммуникацию внутри коллектива, участвовали в деловых играх и инсценировках.
На протяжении пяти дней с нами работали 15 практиков-экспертов из Вологодской области, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Санкт-Петербурга и Томска.
Образовательная программа сопровождалась культурным компонентом. Участники школы стали зрителями спектакля Тотемского народного театра «Подарок для цесаревича». Спектакль является частью социо-культурного проекта «Дело в людях», реализуемого Тотемским музейным объединением. Сценарий, основанный на реальных событиях, написал научный сотрудник музея И.Ю. Николаев. В рамках Школы мы посетили с экскурсиями Музей церковной старины, Музей мореходов, музейно-выставочный центр «На Большой Садовой» с экскурсией по выставке современного искусства «Перекресток», присутствовали на открытии молодежной выставки Digital Art. Ну а особенно запомнился вечерний квест с фонариками по тюремному изолятору «На выход!» в усадьбе Холодиловых, где с 1830 гг. находилась городская тюрьма.
Участие в Школе музейного развития – это, прежде всего, повышение квалификации, а также возможность качественного профессионального общения и обмена опытом с коллегами из разных уголков страны.